Лежали двое на печи

Кто из нас лёживал на печи? Место почему-то незабываемое, хоть комфортом современных диванов и кроватей там и не пахнет. В памяти навсегда остаются тепло и запах крестьянской жизни, раньше ощутимой и ежедневной. Кирпичики эти, накрытые старыми одеялами и овчинами, согревали и лечили, на некоторых остались детские рисунки, нацарапанные сломанным перочинным ножом. Теперь всё это ушло в небытие. Ничего не попишешь, жизнь изменчива, и её не спрячешь в сейф. Но вот вопрос, какие образы невольно всплывают в воображении при взгляде на русскую печь? Думается, слева от неё будет стоять Емеля, а справа – Илья Муромец.

Первый просто отлёживает бока, и у него всё получается, благодаря щуке. Золотая рыбка – не пиранья, но диалог с ней приводит к плачевным результатам. Щука же имеет острые зубы, но покладистый характер. И Емеля, не спрыгивая с тёплого места, вкушает всё обилие, доступное его горизонту. Критики не раз высказывались о наклонностях русской души, показанных в этой сказке. Желания её немудрены – иметь всё, не спускаясь с печи. Но это отнюдь не является лишь русской особенностью.

Горшочек, в котором не заканчивается каша, мягкий ковёр-самолёт, скатерть, всегда полная яств – да мало ли чего ещё. Волшебные плоды, дающие либо молодость, либо способность понимать язык животных. В конце концов, есть окладистая борода старика Хоттабыча. В этом отношении русские – такие же люди, как и все остальные. Они грезят об отдыхе от изнурительного труда и полунищей жизни и хотят получить бонус, в котором есть всё и сразу. Но есть мнение, что поверье старательности – не преграда. Можно весь день валить лес, проводить ревизию склада или проверять ученические тетради, а на ночь слушать, сладко зевая, бабушкины сказки. Возьмём Илью Муромца! Сие уже не видение, а предсказание. Повесть об Илье – памятник, распознанный в скале, а скала – это народ российский.

Не из лени лежит он на печи. Он – расслаблен. Богатырское тело, беспомощно лежащее на постели. Печальнее картину трудно представить. Старики-родители гнут спину ради полушки хлеба, а сын не в состоянии им помочь. Господи, почему же Ангел Твой навещает только купель Вифезды, и никогда не появляется в окрестностях Среднерусской равнины! Но что это? То ли ветер воет, то ли люди поют. То неведомые калики перехожие идут недалеко от дома.

Одним Бог даёт духовную силу, иным – физическую. Нужно совмещать таланты, ведь никому не достанется всё, но каждому – своя толика. Немощные телом, пилигримы могучи в молитве. Они не привязаны к одному месту, странничество – это оттенок волонтёрской смерти ради Господа и родник силы духа. На их просьбу попить воды Илья, скорее по привычке во всём слушаться старших, ступает бесчувственными ногами на пол и – диво дивное. Потихоньку, но всё увереннее, он движется к колодцу, приносит воды каликам и пьёт сам, с каждым глотком чувствуя прилив сил. Дальнейшее всем известно. Вчерашний инвалид становится воином и заступником родной земли.

Думается, что каждый из нас уже многое совершил, но дел ещё впереди – целина непочатая. И все мы – народ богатырский и смышлёный, лежим на тёплой печи не от апатии, мечтая о бесплатном благоденствии. Просто вертимся с боку на бок и слушаем, не донесётся ли до нас отдалённая песня паломников? Нас должен поднять лишь молебен и несколько глотков воды из своего же источника.

Давным-давно сложил народ предание, давненько его рассказал, а слова до сих пор в воздухе журчат, да и суть их не состарилась.



Адрес заметки: http://intherain.ru/zm/post_1403275807.html
Ваш комментарий к статье:



cod


Примечание:
Обязательные для заполнения поля помечены карандашом
email при указании не будет опубликован.
Адреса с http:// преобразуются в ссылки автоматически
Теги запрещены

Рейтинг популярности - на эти заметки чаще всего ссылаются:

E-mail подписка: