Для Вас:
- Купон 25$ на бронирование жилья через AirBnb
- Бесплатная поездка на такси!

Как строить взаимоотношения с людьми?

Каждый из нас, хотим мы того или нет, ежедневно так или иначе взаимодействует с другими людьми. Мы встречаемся с ними в различных местах, будь то работа, общественный транспорт, места отдыха или деловые встречи. Тем или иным образом мы вступаем с ними в некоторые взаимоотношения, носящие различный характер. В большинстве своем эти отношения можно разделить на личные и деловые. И в том и в другом случае, от нашего поведения, от нашего умения правильно выстроить отношения с людьми, зависит то, как к нам будут относиться, и как мы будем выглядеть в глазах людей, соприкоснувшихся с нами тем или иным образом. Рассмотрение базовых принципов поведения с людьми и является целью данной статьи.

Интересный факт. До сих пор в Германии словом «книгге» обозначается любая книга, содержащая правила хорошего тона, руководство по построению взаимоотношений с людьми и достижению успеха в человеческом обществе. Откуда же произошло это слово? Дело в том, что в XVIII веке в Германии огромной популярностью пользовалось произведение барона Адольфа фон Книгге «Об искусстве обхождения с людьми». Этот фундаментальный труд, содержащий подробное изложение правил поведения в обществе того времени, долго расценивался всеми как некое собрание практической мудрости, предназначенное для руководства в построении отношений с людьми. Афоризмы и советы из этой книги до сих пор являют собой яркий пример наблюдательности и тонкого знания человеческой психологии.

Много было написано различных трудов и руководств, подробно объясняющих, как вести себя с людьми в различных ситуациях, много было дано практических советов, как выстраивать отношения. Однако целью данной статьи является не повторение материала из этих многочисленных томов, а некоторое обобщение; попытка дать не конкретные советы, а общие принципы, которые, возможно, помогут кому-нибудь взглянуть немного по-другому на то, как нужно вести себя с людьми, чтобы приобрести больше друзей или просто уважение среди окружающих.

На самом деле, кратчайшее и мудрейшее из руководств по взаимоотношению с людьми было дано чуть меньше, чем две тысячи лет назад, и заключается оно всего в одной фразе: «… во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними…» (Евангелие от Матфея, 7-я глава, 12 стих). Казалось бы, что тут можно еще добавить?! Насколько прост и гениален этот принцип, и как редко мы его соблюдаем! Однако, как и в большинстве евангельских откровений, в этом, на первый взгляд простейшем принципе, сокрыта большая глубина, которая может быть не замечена при буквальном подходе к нему.

Прежде чем, продолжать дальше, давайте немного отвлечемся и рассмотрим некую забавную ситуацию.

Все мы (или большинство из нас) смотрели замечательный фильм Георгия Данелии «Кин-дза-дза».

Когда герои фильма дядя Вова, Скрипач (земляне) и господин Уэф с господином Би приземлились на Ханут, лишенную воздуха и совершенно неприспособленную для жизни планету, между ними произошел прелестный разговор:

–  Вовка, такое предложение: сейчас планета Ханут копейки стоит… –  говорит господин Би дяде Вове.

–  Шестьдесят три чатла, – уточняет знающий всему цену господин Уэф.

–  Мы месяц по галактике «Маму» попоем – и планета у нас в кармане, – взволнованно продолжает господин Би. – А еще месяц – и воздух купим…

–  Девяносто три чатла. – снова вставляет свое веское слово господин Уэф.

– У кого воздуха нет, –  снова перехватывает инициативу господин Би, –  все сюда насыплются. Воздух наш…

– Они будут на четвереньках ползать, а мы на них – плевать, – поясняет выгоды эксклюзивного владения воздухом господин Уэф.

– Зачем? – обескуражено спрашивает еще молодой и не умудренный жизнью Скрипач.

– Удовольствие получать, – говорит господин Уэф, удивленный, что столь очевидные вещи могут быть кому-то непонятны.

– А какое в этом удовольствие? – продолжает недопонимать Скрипач.

– Молодой еще… – со снисходительной усмешкой говорит господит Би.

– Половина планеты ваша, половина – наша. Идет? – продолжает гнуть деловую линию господин Уэф.

– Соблазнительно, конечно, – деликатно отвечает дядя Вова. – Но нам на Землю надо, ребята…

Показательный разговор, не правда ли?

А теперь давайте попробуем буквально применить вышеизложенный евангельский принцип к реалиям общества, так талантливо и ярко обрисованного в фильме. По этому принципу, господин Уэф с господином Би, желая добиться чьего-либо расположения, должны ползать на четвереньках и позволять плевать себе на спину, – ведь они тоже хотят, чтобы перед ними так пресмыкались. Естественно, это абсурд.

Что же, получается, что такой простой и такой удивительно глубокий принцип построения отношений не истинен. Отнюдь! Он истинен в глубочайшем смысле этого слова! Только понимать его нужно не буквально и поверхностно, а с мудростью и проникновением в дух этой заповеди.

Для наглядного пояснения, снова обратимся к отечественному кинематографу, а именно к старому доброму фильму «Верные друзья».

В нем рассказывается о путешествии по реке трех друзей. С детства они были неразлучными товарищами, любившими свою родную речку Яузу. Они поклялись, что, когда вырастут, снова соберутся вместе и отправятся втроем в большое путешествие по реке. Один из друзей, будущий академик архитектуры Василий Нистратов (его прекрасно сыграл актер В. В. Меркурьев), отличался особенной заносчивостью и горделивостью, за что остальных два друга частенько «макали» его в воду, сбивая спесь, и дразнили «индюком».

Нет смысла здесь пересказывать весь фильм, однако его финальная сцена очень интересна для нас. Необходимо сказать, что по ходу фильма этот герой осмысляет свои ошибки, допущенные на должности главного архитектора, и исправляет их, снимая с должности начальника строительства в деревне Осокино некоего бюрократа и крючкотвора Неходу, а также утвердив рационализаторское предложение местных комсомольцев, которое позволило сэкономить кучу денег и времени при строительстве. Однако после этого он, по своему обыкновению, заносится выше облаков, включая свой «индюшачий» гонор, и, уже отплывая из деревни на плоту, говорит своим друзьям:

– Замечательный народ! Запомнят они тут академика Нистратова! Ты заснял? – минутой раньше он просил своего друга Бориса запечатлеть на фотопленку трогательное прощание жителей деревни со своим «благодетелем».

Борис поворачивается к третьему другу и говорит:

– Саш, а не макнуть ли нам академика?

– Макнем, пожалуй, – угрожающе приближаясь, весомо говорит Саша.

– Что значит, макнем!? Что значит, макнем!? – возмущенно восклицает академик. – Размакались! Понравилось!? Надо понимать, что я тут натворил. Добился снятия Неходы! Утвердил предложение комсомольцев…

– А кто виноват в том, что это предложение не было утверждено раньше?! – сурово спрашивает Саша. – Кто виноват в том, что начальником строительства был этот «гусь» Нехода?! Кто виноват!? И чем расхвастался? Тем, что исправил свои прошлые ошибки!?

– Ты, брат академик, только-только на пути к выздоровлению. Это я тебе как врач говорю, – поясняет Борис, светило нейрохирургии. – И не хвастайся, а то ведь, действительно, возьмем да макнем…

– И не в теплой водичке, – продолжает воспитательный процесс Саша, – а в ледяной, чтобы у тебя зуб на зуб не попал!

Тут академик Нистратов медленно отходит на край плота, снимает парадный пиджак и смиренно с горестью констатирует, обращаясь к себе самому:

– Да, Василий Васильевич, ты настоящий «индюк»! Чего занесся!?

Стоящие в стороне от него два друга переглянулись, после чего Саша говорит:

– Дошло…

– Кажется, дошло, – подтверждает Борис, улыбаясь.

Через некоторое время, они, видя, что «индюк», похоже, загрустил, подходят к нему и говорят золотые слова, раскрывающие отношения настоящих друзей:

– Не сердись, Вася… Кто же тебе скажет правду, если не мы…

– А я и не сержусь. С чего вы взяли? – отвечает, пришедший в себя, благодаря нахлобучке, маститый академик.

Красноречивый пример дружеской помощи, не правда ли?

Опять пробуем применить вышеизложенный принцип к данной ситуации. Если подходить буквально, два друга, ругая третьего, его нарушили: ведь никому не хочется, чтобы его ругали. Но, если смотреть на суть произошедшего, они сотворили для своего друга настоящее благо: помогли преодолеть порок, который без их помощи он даже не заметил бы.

Эти два примера показывают ситуации, в которых следование букве вышеизложенного принципа является вредным и бессмысленным. Но, как уже было выше сказано, Христос, давая заповедь, рассчитывал, что его слушают люди, способные проникнуть глубже и понять дух этого замечательного принципа, который, если перефразировать, звучит так: «проявляй любовь к людям, если хочешь, чтобы они проявляли ее к тебе». А настоящая любовь и дружба – это далеко не угождение, пресмыкание и потакание греховным страстям друга или любимого: они могут быть достаточно жесткими, если это необходимо.

Как же можно сформулировать руководящий принцип для построения отношений с людьми, если учесть вышесказанное? Наверное, так: относись к другим людям так, как ты хотел бы, чтобы окружающие относились к тебе, однако избегай при этом потакания страстям и эгоизму, старайся принести людям истинную пользу, а не получить выгоду только для себя. Рано или поздно они по достоинству оценят это, и поймут, кто их настоящий друг.

Вот такая попытка осмыслить евангельскую заповедь, применительно к нашим реалиям.

Если у кого-то из нас болит зуб, мы идем к стоматологу и терпим боль, потому что знаем: если это не перетерпеть, зуб сгниет, а то еще и пародонтоз начнется. Однако дети не понимают этого, и к зубному врачу их не затянешь никакими силами. Очень часто и мы похожи на  таких детей, когда друг, желая нам добра, ведет себя, как нам кажется, совершенно не по-дружески. И только спустя годы, мы понимаем, что он был прав, и мы обижались на него совершенно напрасно.

Завершая статью, как последнюю иллюстрацию, можно привести пример уже не из фильма, а из книги. Ситуация, отображающая то, о чем мы говорим в этой статье, есть в фантастическом романе Джеймса Уайта «Космический госпиталь».

Молодой человек О’Мара, оператор монтажной установки, оказывается в ситуации, когда его обвиняют в халатности, приведшей к гибели двух разумных существ, являвшихся ценными специалистами по монтажу космического госпиталя. Единственным свидетелем, видевшим, что О’Мара на самом деле не виновник ситуации, а настоящий герой, спасший ребенка погибших сотрудников, был другой оператор — Уоринг. С ним, О’Мару связывали весьма неоднозначные взаимоотношения.

Дело в том, что Уоринг был на особом положении среди монтажников, строивших космический госпиталь. Случилось так, что он оказался в отсеке реактора в тот момент, когда произошла авария и, несмотря на то, что в данной ситуации он, фактически, был обречен, следуя инструкциям инженера, которые тот передавал по радио, предотвратил взрыв и, тем самым, спас жизни всех окружающих.

Несмотря на большое облучение, он выжил, но стал заикаться, падать в обмороки, у него развилась сильная мнительность. Это привело к тому, что он стал приписывать себе болезни, которых на самом деле у него не было и в помине. Усугублял его незавидное положение тот факт, что все монтажники носились с Уорингом, как с тухлым яйцом: всячески оберегали его, уступали во всем, даже в играх, что привело к тому, что тот совершенно утратил адекватное отношение к себе. Их можно было понять: ведь он спас их жизни. Однако О’Мара прибыл на станцию позже этого памятного события и вел себя с ним совершенно по-другому: постоянно высмеивал, передразнивал, никогда не поддавался ему, — все это приводило Уоринга в состояние бешенства. Все вокруг видели такое отношение к инвалиду и, безусловно, осуждали О’Мару.

И вот создалась ситуация, когда последнего подозревали в преступной халатности при монтаже объекта, приведшей к гибели двух худлариан, ценных специалистов  по монтажу секций. Только один Уоринг видел, что О’Мара на самом деле приложил все усилия, чтобы спасти худлариан, и, рискуя своей жизнью, в последний момент выдернул из щели между сближающимися многотонными секциями, их незадачливого ребенка, благодаря которому и произошел несчастный случай: тот залез в эту щель и родители погнались за ним, пытаясь спасти, однако сами погибли.

И вот на станцию прибывает так называемый «монитор» («корпус мониторов» — особая внерасовая  организация, в ведении которой находятся вопросы, выходящие за пределы какого-либо одного вида разумных существ), одним из побочных дел которого является расследование ситуации с погибшими худларианами. Автор до последнего момента держит интригу, скрывая то, что Уоринг сказал монитору. Все, естественно, ожидают, что тот не даст показаний, оправдывающих О’Мару, потому что последний постоянно издевался над ним. Однако у самого О’Мары по этому поводу имеются свои собственные соображения, которые, в конце концов, оказываются истинными.

Уоринг подтверждает полную его невиновность. В финале этой истории монитор, который знал показания Уоринга с самого начала, спрашивает бывшего обвиняемого, что тот сам думает по поводу показаний Уоринга.

А вот здесь — самое интересное! О’Мара с уверенностью говорит, что Уоринг не мог не оправдать его: этого требовало элементарное чувство признательности. Далее он объясняет, что его действия по отношению к Уорингу имели целью исключительно пользу последнего: все задушили его своей жалостью и потаканием всем его мнительностям и слабостям. Благодаря же действиям О’Мары Уоринг явно пошел на поправку! Его состояние улучшилось, при О’Маре у него уже получалось говорить без заиканий (чтобы избежать насмешек над собой), хотя об этом никто не знал. Однако сам Уоринг в конце концов понял, какая огромная услуга была ему оказана таким бескомпромиссным отношением: он всегда знал, что если в чем-то одолел О’Мару, то это — по-настоящему!




Шарах: 100 200

Рейтинг популярности - на эти заметки чаще всего ссылаются:

E-mail подписка:

Добавить
Виджет на Яндекс


Подписка